Предприниматели и маркетологи: конфликт или сотрудничество?

Маркетологи и предприниматели

Маркетологи и предприниматели

Тема маркетологов и предпринимателей, вернее их отношений поднята в FB. Мне кажется задана интересная тема для дискуссии — об ответственности маркетологов за ситуацию, сложившуюся в малом бизнесе. О том, что под маркетингом понимают только продвижение, да еще в узком понимании применительно к контекстной рекламе и SMM, встречаться доводилось. С тем, что часто шоу-мены от маркетинга продают себя а не знания — тоже. Но, вот  с тем, что ответственность за ситуацию возлагается на профессиональное сообщество маркетологов, не сталкивался. По крайне мере, я ответил   на вопрос не стыдно ли мне … .

Чем хорош FB — иногда в нем можно найти интересные темы для размышлений.

Михаил Руденко написал:

Малый бизнес терпеть не может маркетологов. И часто это взаимно. И получается, что тот, кто больше всего нуждается в маркетинге, этот маркетинг отвергает. И в этом виноваты мы — маркетологи.

… /полная цитата в конце/

Поэтому мы имеем то, что имеем. Прогорающих один за одним предпринимателей, и маркетологов, которые после университета идут работать продавцами-консультантами.

Мне стыдно. А вам?

Хочу сказать, как маркетолог

Мне не стыдно.

За те, почти 25 лет работы в маркетинге набрался не один десяток специалистов, которые работали со мной и совершенствовались, как маркетологи. Работают в компаниях разного уровня, вплоть до Газпрома. Не говоря уже о нескольких сотнях тех, кто учился на программах маркетинга в ОШБ, где я был и руководителем проекта и тьютором.

Профессионал готов делиться своим опытом – это, на определенном этапе становится потребностью. Когда меня приглашают провести мастер класс или прочитать курс в ВУЗ, те небольшие деньги, которые готовы платить наши учебные заведения явно не та причина, по которым я соглашаюсь.

Статьи по маркетингу для практиков? – читайте, даже сайт для этого создал. Книга по маркетинговому планированию в открытом доступе – читайте. Кстати, за все время (десять лет) получил всего с десяток писем с благодарностью и несколько с уточняющими вопросами. Ну и для полноты видеокурс по началам маркетинга, просто, чтобы составить картину.

Профессиональное сообщество не породило ничего. Просто изменилась ситуация. Пока часть практиков из 90-х развивали компании и нарабатывали компетенции, другая часть решила, что зарабатывать продавая себя выгоднее и пошла по этому пути.

Благо «пипл хавал» с удовольствием. Ведь вместо трудного пути самообучения и постижения бизнеса как единой системы, работающей для клиента, предлагалось весело «удовлетворять запросы» внутренних потребителей. Только при этом упускалось из вида, что вместо места в тройке «директор – коммерческий директор – директор по маркетингу», определяющей пути развития компании, что часто практиковалось в компаниях 90-х, маркетолог низводился до уровня исполнителя.

Так что сложившаяся ситуация – результат естественного отбора. Меньшинство, кто понимает, что маркетинг краеугольный камень предпринимательства, обеспечивающий конкурентоспособность развиваются самостоятельно, приглашая консультантов, соответствующего уровня для решения практических задач бизнеса. А большинство верит в волшебную таблетку, которая обеспечит продажи. А когда ее не находится, обвиняют тех, кто ее пообещал.

 

Думаю, что я продолжу обсуждение — читайте группу «Маркетинг для практиков«.

 

Полный текст сообщения Михаила Руденко

Малый бизнес терпеть не может маркетологов. И часто это взаимно. И получается, что тот, кто больше всего нуждается в маркетинге, этот маркетинг отвергает. И в этом виноваты мы — маркетологи.

Это наше профессиональное сообщество породило мошенников и шоуменов N1, ездящих по стране со спектаклями, ловко выдаваемыми за знания. Это из-за нашего бездействия (а то и с активной помощью) родились бизнес-молодости, университеты синергия, маликспейсы и им подобные. Это мы, по идее, стоящие на страже рынка, фильтрующие его, допустили туда людей, которые превратили профессию «маркетолог» чуть ли не в ругательство.

Это мы, вместо того, чтобы писать «как есть», грустную и непривлекательную правду, пишем (а часто — воруем!) так называемый «продающий контент» из пяти способов повысить прибыль, нихуя не делая. Много ли среди нас людей, пишущих с субъективной позиции профессионализма, а не конъюнктурного безмозглого блеяния? Я таких могу пересчитать по пальцам одной руки.
Все потому что мы когда-то решили, что посыл «вложи 5 рублей, получишь 50» — это хороший оффер. Это мы предпочли забыть, что именно так работают лохотроны.

У нас на полном серьёзе люди обсуждают, возможны ли продажи без маркетинга! Блин, как мы собираемся рассказывать миру о продуктах своих заказчиков, если мы не в состоянии рассказать миру о смысле собственной профессии?!

Вместо того, чтобы помогать микро и малому бизнесу заниматься единственно правильным — учиться делать бизнес — мы пытаемся на нем заработать любым способом. В том числе продавая ненужные ему лендинги, рекламу, сео, директы, тренинги и прочую лабуду. Всё, лишь бы не помочь ему сделать достойный продукт и научить за этот продукт отвечать неизменным качеством. Всё лишь бы наш клиент не заглянул в будущее, и не увидел, что там в будущем, его, клиента, нет. Что нет в его бизнесе ничего, что позволило бы ему через 15 лет оставаться и хорошо себя чувствовать на рынке. Мы тщательно скрываем это, предлагая прибыль «здесь и сейчас». Это не маркетинг. Это развод.

Скажете «пипл хавает»? Но вы же, черт побери, маркетологи, ваша задача как раз и заключается в том, чтобы управлять потреблением! Делать так, чтобы «пипл хавал» то, что нужно ему, а не то, что нужно вам.

Поэтому мы имеем то, что имеем. Прогорающих один за одним предпринимателей, и маркетологов, которые после университета идут работать продавцами-консультантами.

Мне стыдно. А вам?