Памятник Минину и Пожарскому

4. История реставрации монумента «Памятник Минину и Пожарскому»

В 2005 г. ООО «Фирма «ВИОЛе-М» провела подробный анализ документов по данному вопросу.Историко-архивный поиск показал, что сведения и документы об обследованиях, ремонтах и реставрациях памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» сохранились частично. История реставрации и реконструкции монумента охватывает следующие годы: 1897 г., 1926 г., 1929 г., 1930 г., 1931 г., 1940 г., 1952 г., 1953 г., 1957 г., 1959 г., 1964 г., 1967 г., 1973 г., 1980 г. Первая реставрация памятника, вероятно, относится к концу XIX века. В еженедельном приложении «Неделя строителя» к журналу «Зодчий» (СПб., 1897, с. 250, 1898, с.89) приводятся следующие сведения: «…московское городское управление, производившее реставрационные работы, ассигновало 2000 руб. Предполагалось выполнить следующие работы: «вычистить фигуры и барельефы и протереть их олифой, отполировать гранитный пьедестал, вставить отбитый угол и выбоины, исправить гранитный тротуар, вызолотить надписи, исправить и выкрасить под бронзу решетку».

Согласно документальным источникам реставрации состояли в «удалении загрязнений с элементов монумента», «промывке поверхности бронзовых элементов и надписи мыльным раствором», «герметизации швов известковым раствором» и «переборке отмостки». Так, в статье «Исследование памятника Минину и Пожарскому» (ВНИИР, Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация., 13, 1990 г., с. 169) отмечено, что в архиве Управления госконтроля и охраны памятников г. Москвы хранятся документы, в которых имеются сведения: «…В мае 1940 г. комиссия, в состав которой входил Д. П. Сухов, обследовала памятник и установила, что для его сохранения необходимо: удалить загрязнения с поверхности бронзовых фигур, барельефов и надписи водой с мылом; промыть полированный гранит; промазать раствором и расшить швы гранитных кованых плит; произвести подсыпку на месте обнажения бута…». «…Обсуждался вопрос об удалении коррозии, для чего следовало привлечь скульпторов-монументалистов…».

Последняя реставрация относится к 1980 г. «…В феврале 1980 г. перед проведением Олимпийских игр в Москве специалисты Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината обследовали техническое состояние памятника. Предварительно полностью была очищена и промыта поверхность бронзовых скульптур и барельефов от пыли, копоти, грязи, птичьего помета с помощью 0,5%-ного раствора моющего средства „Лотос“. Были намечены основные направлениянаучно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по реставрации памятника…».

В отчетной документации 80-90-х годов XX века приводятся достаточно подробные материалы исследования состояния сохранности, изучения материала, предложений по проведению реставрационных работ и другие сведения.

В 1983 г. научными сотрудниками ВНИИР М. К. Калиш, Н. В. Тимофеевой, Ф. Б. Аракелян и. В. Топильской был составлен первый «Акт визуального обследования технического состояния памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в г. Москве». Данный документ содержит сведения о составе и состоянии материала скульптурной композиции, постамента, конструкции каркаса и барельефов. В заключении сделаны следующие выводы: «…По результатам визуального обследования состояние памятника Минину и Пожарскому следует признать неудовлетворительным. Для обоснования выбора методов реставрации и разработки конкретных реставрационных технологий необходимо проведение исследований материалов, покрытий и конструктивной прочности памятника не только в соответствии с ранее разработанной и утвержденной программой, но и дополнительных исследований несущей способности диафрагмы плинта и проверки правильности положения скульптуры. Для выполнения этих исследований необходимо привлечение квалифицированных специалистов из соответствующих областей (архитекторов,инженеров-конструкторов, специалистов по сварочному производству и т. д.)…».

В 1984 г. ВНИИР МК СССР была поставлена научная тема за № 4.1.3. и выпущен научный отчет «Исследование и разработка методики реставрации памятника Минину и Пожарскому».

В 1990–1995 годах обследования сохранности состояния памятника, проведенные ГосНИИР по заданию ГУОП г. Москвы, выявили целый ряд вопросов и проблем, связанных с техническим, эксплуатационным и экспозиционным состоянием, которые требовали решения на современномнаучно-техническом уровне с привлечением международного опыта реставрации.

В 90-е годы ХХ века разрабатывалась европейская программа ЭВРИКА (EUREKA) и проект № 316 «Новые технологии консервации памятников из медных сплавов», в которых приняли участие СССР, Швеция, ФРГ, Австрия. Целью международного проекта были исследования коррозионных процессов различных сплавов меди, связанных с пребыванием объектов в определенных условиях окружающей среды, и разработка специальных методов консервации. Каждая из участвующих в проекте стран определила для проведения работ указанных в программе один памятник из медного сплава, экспонированный на открытом воздухе. В качестве объекта от СССР был определен памятник Минину и Пожарскому. Совместные исследования материалов монумента в рамках международной программы проводили ГосНИИР, МВМИ, МИСиС, «Гипроцветметобработка», ИФХ АН СССР. Следует отметить, что поставленные задачи защиты от атмосферной коррозии памятников, выполненных из медных сплавов, в рамках международной программы были решены лишь частично.

В конце 80-х начале 90-х годов XX века реставрация памятника Минину и Пожарскому не состоялась по ряду объективных причин. В городе Москве отсутствовали реставрационная производственная база и не был накоплен опыт практической реставрации городской монументальной скульптуры, выполненной из сплавов на основе меди и различных пород камня. Вопросы концепции сохранения и методики научно-комплексной реставрации требовали продолжения исследований и разработок. Ряд технологических и инженерных решений, предложенной методики реставрации не могли гарантировать проведение качественной реставрации без результатов натурных испытаний на моделях и модельных сплавах. Вызывала сомнение методика проведения сварочных работ и устранения дефектов с помощью аргонно-дуговой сварки у специалистов в области сварки цветных металлов (латуней), имеющих практику работы с этим материалом. Одновременно возникли объективные сложности по финансированиюнаучно-исследовательских и реставрационных работ.

В 2002–2003 годах ГУОП г. Москвы была поставлена задача о проведении дополнительных работ по изучению и обследованию технического состояния монумента «Гражданину Минину и князю Пожарскому». Для исполнения работ были привлечены лауреаты конкурсов «Реставрация 1994 — 2002 гг.» реставрационные предприятия «Фирма «ВИОЛе-М» и РеставрационныйНаучно-Производственный Центр (РНПЦ) «РЕКОС», имеющие 15-летний опыт практических работнаучно-комплексных реставраций памятников монументального искусства г. Москвы и Подмосковья. Предварительные научно-исследовательские работы, связанные с исследованием химического состава, структурных изменений в материале, проводились силами реставраторов в сотрудничестве со специалистами Института проблем механики РАН, Московского Государственного Строительного Университета (МГСУ), Института «Гипроцветметобработка», ООО Аналитический сертификационный и экологический центр «АНСЕРТЕКО», ООО «Кавида-К»Патриаршего подворья, ОАО «Кольчугцветмет», группы компаний «Каменный цветок», ОЗАО НТЦ «Латуни», Московского государственного университета стали и сплавов, Международнойнаучно-технической организации «Лазерная ассоциация», предприятия «Булат», АО «Туполев», ГосНИИР, ГУОП г. Москвы.

В 2002 году ООО «Фирма «ВИОЛе-М» и Реставрационный Научно-Производственный Центр (РНПЦ) «РЕКОС» совместно с музеем-усадьбой Остафьево «Русский Парнас» оборудовала производственную базу мастерской для проведения исследований и практических реставрационных работ тыльного барельефа, посвященного военным подвигам русского войска под руководством князя Пожарского.

Тыльный барельеф был отреставрирован реставратрами фирм «ВИОЛе-М» и РНПЦ «РЕКОС» и установлен на прежнее место.

Цель проведения научно-исследовательских работ на барельефе состояла в исследовании состава, структуры, физико-химических и механических свойств материала, определении их временных изменений и т. п. Данные исследования легли в основу разработки концепции, технологии и методики научно-комплексной реставрации барельефа.

В течение 185 лет барельеф подвергался интенсивному воздействию окружающей среды, что сказалось на состоянии поверхности и привело к объемным изменениям состава и структуры материала, которые в свою очередь вызвали необратимые процессы разрушений. Исследования показали, что изменения начинались на микроуровнях и были связаны с химическим составом и структурой локальных участков. Это привело к образованию микротрещин и по мере их роста к разрушению материала в макрообъемах. Часть трещин тела отливки барельефа имеет сквозной характер. В сплаве барельефа произошли серьезные структурные изменения, которые привели к необратимым процессам. На основании результатов исследований специалистами был сделан вывод: «…дальнейшее развитие коррозионных процессов при экспозиции барельефа в условиях интенсивного воздействия окружающей среды приведет к потере прочностных характеристик материала и его разрушению, аналогичные процессы следует ожидать на всех бронзовых элементах памятника».

Предварительное обследование технического состояния монумента Минину и Пожарскому выявило следующее:

1. Нарушение прочности конструкции скульптурной композиции в результате процессов коррозии, старения и разрушения несущей бронзовой оболочки. 2. Нарушение устойчивости скульптурной композиции вследствие коррозионного разрушения и утраты вставок между плинтом и пьедесталом, выполненных из черного металла. 3. Наличие в бронзовой оболочке скульптурной композиции и барельефов многочисленных дефектов возникших в результате отливки (трещины: горячие и холодные, неравновесность структуры, неслитины, остатки инородного черного металла и т. д. 4. Образование на внешней и внутренней поверхности скульптурной композиции и барельефах дефектов, ухудшающих эстетическое восприятие и техническое состояние вследствие продолжительной эксплуатации в условиях переменных температур и влажностных характеристик. 5. На отдельных элементах скульптурной композиции и барельефов, в местах утраты герметичности, вследствие проникновения влаги и под воздействием циклических температур происходит разрушение технологического «болвана» вероятно выполненного из смеси гипса и тертого кирпича. 6. Разрушение технологического болвана вызывает в отдельных местах разрушение литой оболочки скульптурной композиции и барельефов, что снижает механическую прочность конструкции. 7. Полное нарушение герметизации швов между плинтом и постаментом, блоками постамента и основания. 8. Выход из гнезд барельефов, нарушение конструктивного сцепления барельефов с постаментом в результате выкрашивания швов и отсутствия в авторской конструкции дополнительных элементов. 9. Неравномерность прохождения процессов атмосферной коррозии поверхности медного сплава с образованием неоднородных по цвету, фактуре, составу и толщине различных фазовых составляющих естественной патины и разрушения искусственного покрытия. 10. Наличие многочисленных сколов и трещин по углам и ребрам блоков постамента и разрушение старых реставрационных доделок, мастиковок, обмазок. 11. Утрата полировки с поверхности гранита, разрушение поверхности камня в результате атмосферного выветривания и образование глубоких каверн и сколов. 12. Неудовлетворительное состояние надписи на передней грани постамента. 13. Расхождение и нарушение горизонтальности плит и блоков отмостки. Для сохранения памятника Минину и Пожарскому необходимо проведение в полном объеме:проектно-изыскательных работ, разработка проектной документации и технологии реставрации, проведение реставрации скульптурной группы, барельефов и постамента, проведениеремонтно-строительных работ по фундаменту, отмостке и бордюрным ограждениям.

В 2004–2005 годах работы по исследованию состояния литой оболочки скульптурной группы, плинта и барельефов показали, что ухудшение экспозиционного и технического состояния памятника связано с нарастанием коррозионных процессов, развитием структурных разрушений, нарушением прочности конструкции, разрушением авторских и последующих реставрационных заделок дефектов, что вероятно связано с временным фактором и эксплуатацией в условиях открытой атмосферы, изменением влажности и температуры, повышением агрессивности городской атмосферы, усилением вибраций при проведении массовых зрелищных мероприятий и т. п.

Ниже приводятся выдержки из заключений специалистов принимавших участие в обследовании состоянии сохранности материала памятника. Главный металлург НТЦ «Латуни» к.т.н. Клевцов А.А.: «…многие дефекты имеют литейное происхождение и связаны с жидкотекучестью металла и его усадкой, к таким дефектам можно отнести отдельные трещины, газовую пористость, неслитиныи т. д. Литейные дефекты могут провоцировать ускорение процессов, разрушение отдельных участков отливки, что приводит к снижению прочности литой оболочки памятника, которая в данном случае является несущим каркасом. Особенное опасение вызывает поверхность лодыжек ног фигуры Минина. Для цельного представления состояния отливки фигуры необходимо обследовать внутреннюю полость фигуры и провести отбор проб, что необходимо дляфизико-химических исследований, для определения эксплуатационного ресурса памятника. По материалам, полученным при исследовании заднего барельефа можно предположить, что скульптурная группа, подвержена интенсивным коррозионным процессам, также как и задний барельеф памятника, и при дальнейшей эксплуатации нуждается в контроле со стороны реставраторов. В идеальном случае, для эксплуатации данной скульптурной группы необходимо изменить влажностно-температурный режим…».

… Доцент кафедры «Технология металлов» Московского государственного строительного университета, к.т.н. Кучеров В. И.: «Задний барельеф памятника „Минину и Пожарскому“ весьма серьёзно поражён коррозией и трещинами. Полностью ликвидировать эти многочисленные трещины реставрацией невозможно, их можно лишь замаскировать. При дальнейшем экспонировании барельефа даже небольшие циклические термические напряжения от воздействия прямых солнечных лучей или изменения погоды способны привести к развитию существующих трещин, увеличению их размеров. Поэтому, не только задний барельеф, но и все остальные литые компоненты памятника „Минину и Пожарскому“ требуют пристального к себе внимания, постоянного наблюдения за их состоянием».

… Старший научный сотрудник к.т.н. ОАО «Институт Цветметобработка» И. И. Курбаткин: «Исследование образцов, отобранных из различных мест литой оболочки скульптурной группы и барельефа памятника Минину и Пожарскому, проводили современными методами металлографии и рентгеноструктурного анализа. Изучение обнаруженных макро- и микродефектов показало, что их образование связано с двумя причинами. Первая — это дефекты, возникающие при литье. Как правило, это газовые поры, раковины, микротрещины, образующиеся в процессе кристаллизации и усадки отливки и располагающиеся по всему объему материала. Вторая связана с известным в настоящее время процессом „сезонное растрескивание“, вследствие обесцинкования материала, которое проявляется по границам зерен и наблюдается ближе к поверхности… На основании структурных исследований установлен тот факт, что в отливке существуют значительные напряжения 1 рода, вызванные объемной усадкой при кристаллизации сплава. Эти напряжения могут вызывать дополнительное коррозионное растрескивание материала. Металлографический анализ показал, что структурное разрушение металла начинается по границам дендритных ячеек и приводит к необратимому разрушению по границам зерен. В результате снижаются прочностные характеристики металла. Наиболее интенсивному воздействию окружающей среды подвергается поверхность материала памятника, где процессы коррозионного разрушения выражены в большей степени….».

… Начальник отдела неразрушающих методов контроля АНТК им А. Н. Туполева, Покровский А.В.: «В 1991—1992 гг. проводилось визуальное обследование памятника Минину и Пожарскому, которое подтвердило наличие в оболочке скульптуры большого количества сквозных и несквозных трещин, раковин, неслитин. В отечественной реставрационной практике опыт по применению различных методов неразрушающегося контроля монументальной бронзовой скульптуры весьма ограничен. Это связано со сложностью рельефа поверхности, одностороннего подхода и отсутствием возможности идентифицировать обнаруженные дефекты путём металлографических исследований. В 2003 г. специалистами неразрушающего контроля АНТК им. А. Н. Туполева был проведён вихретоковым и акустическим методами контроль на бронзовом заднем барельефе данного памятника. С помощью вихретокового метода было обнаружено множество трещин, несплошностей и авторских вставок. Учитывая наличие множества дефектов в заднем барельефе памятника Минину и Пожарскому, т. е. плохое состояние, можно ожидать такое же состояние от скульптурной композиции, имеющей идентичный химический состав и отлитой по той же технологии. Поэтому желательно провести демонтаж скульптуры. После демонтажа будет возможен подход с внутренней стороны скульптуры, что позволит дополнительно, кроме оптического, вихретокового, акустического, произвести рентгеновский контроль в условиях мастерской. Комплексное проведение неразрушающего контроля, а также металлографические исследования позволят оценить реальное состояние скульптуры и барельефов…».

Реставратор, инженер-металлург, технический директор ООО РНПЦ «РЕКОС» Транковский Е.Г.: «…Серьезно нарушена прочность конструкции литой оболочки соединения скульптурной группы и плинта. Сопоставительный анализ технологии, процесса плавки и заливки сплава показывают, что аварийное состояние сохранности литой скульптурной оболочки предопределено изначально составом сплава и нарушением процесса отливки скульптурной композиции. Решающее влияние на процессы разрушения скульптурной оболочки оказывают жесткие условия эксплуатации в условиях открытой городской среды.

Особенно серьезные дефекты аварийного характера наблюдаются в нижних частях ног обеих фигур, где выявлена полная утрата фрагментов вследствие коррозии сплава и минерализация. В этих местах в результате коррозионного разрушения литой оболочки фигуры Минина обнажилась внутренняя засыпка ног и лодыжек, выполненная из материала на основе гипса и литейной глины. Материал засыпки впитывает влагу, проникающую извне по многочисленным трещинам и литейным дефектам. Под воздействием циклических изменений температур отливка испытывает напряжение, что привело к разрушениям сплава».

К.т.н., инженер-реставратор, инженер-металлург, директор ООО ««Фирма «ВИОЛе-М» Бакалярова Е.Г.: «…. На верхней горизонтальной плоскости плинта имеются многочисленные дефекты, сквозные трещины, отслоения фрагментов. При последних обследованиях на массиве литой оболочки двухфигурной скульптурной композиции, плинте и двух барельефах выявлены многочисленные дефекты различной природы происхождения. Количество трещин, утрат фрагментов литой поверхности, „разгерметизация“ дефектов и т. п. увеличилось по сравнению с обследованием 1990-х годов в несколько раз. На поверхности бронзового литья отмечены остатки старых реставрационных заделок дефектов, выполненные различными материалами, в том числе замазками на основе полиэфирных смол, масляной краской, битумом, цементным раствором, свинцом и т. п. …».