Опубликованная в Российском журнале менеджмента статья1 о доверии в организации удачно дополнила реплики о нежелании сотрудников поддержать компанию в кризис, которые за последний год неоднократно встречались в соцсетях, и вызвала желание высказаться по этому поводу.
Претензия, которую предприниматели высказывали к сотрудникам – неготовность идти на жертвы в сложные для компании моменты, когда компания мобилизует ресурсы и идет на непопулярные меры, сокращая расходы. Давайте посмотрим на это с точки зрения доверия в организации, как предлагает статья.
Почему это интересно? Уровень доверия к организации снижает транзакционные издержки, связанные с управлением персоналом. Поэтому компании стремятся попасть в список «лучший работодатель» и сформировать бренд работодателя, обладающего выраженным эмоциональным преимуществом.
Какова практическая сторона доверия в этом случае:
Чем выше уровень доверия компании, тем ниже сотрудник оценивает риски сотрудничества, и, соответственно, уровень компенсации этого риска в зарплате становится ниже.
С другой стороны, чем выше уровень доверия компании сотруднику, тем ниже расходы на контроль. Снижаются и расходы, связанные с текучестью персонала.
Что же сделать, чтобы доверие возрастало? Просто быть честным и выполнять обещания. Это логично вытекает из определения доверия.
Доверие в организации — определения
Если исходить из базовых определений доверия, приведенных в статье: доверие — это уверенность в надежности второй стороны отношений.
Сопоставим:
— доверие — это уверенность (confidence) в надежности человека или системы по отношению к определенному ряду событий или явлений [Giddens]
— доверие — … ставка на то, как другие поведут себя в будущем [Luhmann, Sztompka].
Т.е. доверие – это оценка того, насколько поведение другой стороны соответствует представлениям о «правильном» поведении. А уровень доверия – это оценка вероятности «правильного» поведения. Если уровень доверия высок, мы оцениваем вероятность близко к единице, т.е. уверены, что ожидаемое событие произойдет. И, наоборот, если мы ждем, что поведение второй стороны не будет соответствовать ожидаемому, уровень доверия падает.
Контроль в этом случае – уточняет вероятность того, что поведение соответствует «правильному». Посмотрим с точки зрения математики Каждая точка контроля, увеличивает число испытаний, и, при положительном результате контроля – растет вероятность того, что и последующее поведение будет соответствовать ожидаемому.
Перераспределение функций, ответственности и передача полномочий от одного лица другому, также предполагает ожидание поведения, которое определяется или договоренностями или институциональными правилами.
В статье хорошо сказано, «Мы не просто выстраиваем доверие (как возводится здание), а всегда производим и воспроизводим доверие в каждый момент своего действия. Причем доверие кумулятивно, т. е. способно накапливаться, и имеет эластичность». И, исходя из приведенной выше логики, разрушается оно тогда, когда сотрудник оценивает вероятность «неправильного» или «нечестного» отношения организации как высокую.
Определение внутрифирменного (организационного) доверия, предложенное в статье, об этом и говорит. «Внутрифирменное (организационное) доверие — это:
- рациональное ожидание сотрудников компании ответственного, честного, благожелательного, компетентного (адекватно ситуации) поведения коллег и/или руководителей в ситуации свободы принятия решений и отсутствия полного контроля действий для достижения общих целей компании;
- уверенность сотрудников в надежном, устойчивом положении компании и благоприятном отношении компании (или ее подразделений) к ним и к их деятельности.
Здесь слово «уверенность» также определяет вероятность соблюдения компанией обещаний, и сотрудник, так или иначе, оценивает «благоприятное отношение компании» через события, определяющие выполнение этих обещаний.
Эти определения и дают понимание отношения сотрудников к кризисной ситуации в компании. В случае, если компания честно заявляет о проблемах и сотрудник имеет возможность прогнозировать результат (выполнение обещаний), то, несмотря на возможные экономические потери, доверие остается и может даже расти. В противоположном случае, когда результат выполнения обещаний непредсказуем, доверие уменьшается.
В таком же аспекте работают и попытки разделить риски. Если риск, согласно приведенной в статье ссылке на работу Ф. Найта, основа предпринимательской прибыли, то желание разделить эти риски с сотрудниками без соответствующего вознаграждения изменяет доверие. Доверие снижается, поскольку снижается и вероятность выполнения компанией обещаний.
Вывод очевиден: быть честным по отношению к сотрудникам выгодно, поскольку растет доверие и, как следствие, снижаются издержки. Даже в кризисной ситуации не стоит перекладывать на сотрудников предпринимательские риски, а если уже без этого не обойтись, стоит предусмотреть для сотрудников какую-то компенсацию, в случае удачного разрешения кризиса.
1 Ю. Веселов. А. Липатов. Доверие в организации