Был ли Кузьма Минин татариным по происхождению

Памятник Минину в Балахне

Памятник Минину в Балахне

Недавнее заявление  председателя  Совета  муфтиев России  Равиля  Гайнутдина  о  том,  что национальный герой России Кузьма Минин “был  этническим  татарином”,  озадачило многих.

Кузьма Минин или Кириша Миннибаев?

Не ошибусь,  если скажу,  что недавнее заявление  председателя  Совета  муфтиев России  Равиля  Гайнутдина  о  том,  что национальный герой России Кузьма Минин “был  этническим  татарином”,  озадачило многих. Эти слова, произнесенные накануне  Дня  народного  единства,  в  день  празднования  окончания  мусульманского поста  –  Ураза-байрама  (Ид-аль-Фитр)  и растиражированные  ведущими  российскими СМИ,  сразу же вызвали множество споров.  Что именно сказал Равиль Гайнутдин  в  Московской  соборной  мечети?  Вот отрывок  из  его  праздничной  проповеди:  “Наш  праздник,  праздник  мусульман  Идаль-Фитр,  совпадает  с другим  важным событием  в  жизни  всех  россиян  –  Днем национального  единства.  День  этот  завтра, 4 ноября, будет впервые отмечаться в России.  4  ноября  1612  года в  результате национально-освободительной  борьбы, которую  возглавили  земский  староста этнический  татарин  Кузьма Минин  и Дмитрий  Пожарский,  в  России  было  покончено  с  раздором  и  бедствиями  Смутного времени”.

Интересно то, что никто из российских официальных лиц так и не отреагировал на это заявление,  подтверждая  истину поговорки  –  “Молчание  –  знак согласия”.  Мало того,  Президент  России  косвенно  подтвердил  слова  Гайнутдина,  заметив,  что “процесс освобождения  России  начался с Казани”.

Историография  Минина

Историография  Минина  насчитывает не  один  том  толстенных  трудов,  и  нет необходимости  пересказывать  здесь подробности  его  совместного  с  князем Пожарским похода на Москву,  в результате  которого  страна была освобождена от польских интервентов,  Наш вопрос лежит в  другой  плоскости:  а  был  ли  Кузьма Минин на самом деле “этническим татари­ном”?  Сразу  скажу,  на  данный  момент достоверных  научных  сведений  на  этот счет нет.  Это не значит,  что их нет в природе,  возможно,  они  существовали,  но подверглись “корректировке временем”.

Первоисточник слухов

Откуда  же  идет  история  о  татарском происхождении ополченца Кузьмы Минина или,  по:другому,  крещеного  татарина Кириши  Миннибаева?  Пожалуй,  впервые об этом громогласно заявил журнал “Огонек”,  опубликовавший  в  июле  2002  года (№30)  беседу  с  историком  Владимиром Махначом  под  заголовком  “Ничего  не было”.  Врезка к беседе содержит букваль­но  следующие  слова:  “Земский  староста Нижнего  Новгорода  крещеный  татарин Кириша  Минибаев,  он  же  Кузьма  Минин, действительно  сделал  то,  что  сделал.  Да не  вписался  в  величественную  картину национального единения. После XVIII века о племенной  принадлежности  Минина  упоминать  перестали…”.  Трудно  сказать,  на чем было основано это заявление историка,  поскольку  дополнительных  ссылок  он не  приводит.  И  еще.  Согласно  официальным  данным,  отца  Кузьмы  Минина  звали Мина,  деда  –  Анкудин,  а  прадеда  –  Влас.  При  желании  и  здесь  можно  прочесть  тюркские  корни,  “Словарь  русских фамилий”  распространенную  татарскую  фамилию Кудашев выводит из имени “Анкудин”.

Эта  история  нашла  продолжение  в октябре  нынешнего  года,  когда  один  из мусульманских  деятелей  Нижнего  Новгорода также высказал  мнение,  что “один из  героев  праздника  –  Козьма  Минин  был крещеным  татарином  Киришой  Мининбаевым”. Позже эта мысль была продублирована в местной прессе.

Минины в Балахне

Как известно,  Кузьма Минин был уроженцем  небольшого  волжского  города Балахна,  ныне входящего в состав Нижегородской  области.  По  некоторым  данным,  в современной Балахне сейчас проживает  не  более  тысячи  татар-мишар, которые  прибыли  сюда  в  основном  в годы  коллективизации  и  индустриализации,  то  есть  в  1920-1930-х,  из  Ульяновской  области.  Сторонники  “русского Кузьмы  Минина”  ссылаются  на  историка Бориса Моисеевича Пудалова,  сотрудника  Комитета  по  делам  архивов  Нижегородской  области,  который,  изучив  документы XVII  века  по  Балахнинскому уезду, пришел  к выводу,  что  “татар в Балахнинском  уезде  в  XVI-XVII  веках  вообще  не было.  Не  было,  соответственно,  и  крещеных татар”.

Памятник Минину в Балахне

Памятник Минину в Балахне

Хорошо,  тогда  давайте  рассмотрим этимологию слова “Балахна”, явно восточного  по  своему  звучанию.  Балахнинцы даже не предполагают, что живут в месте, основанном,  возможно,  волжскими  булгарами.  Но обо всем по порядку.  Мне приходилось неоднократно бывать в этом городе,  и,  конечно же,  я  интересовался  историей  Балахны.  В  местном  краеведческом музее татары представлены исключительно в отрицательном свете, как грабители и разбойники.  Древнебулгарская  история города  не  освещена  совсем.  Основание Балахны  сотрудники  музея  трактуют  по русским  летописям,  достаточно  субъективным источникам.  По этим данным получается,  что  город  был  основан  в  1479 году.  Пару  лет  назад  я  наткнулся  на статью,  написанную  в  1965  году  татарским  краеведом,  знатоком  многих языков Ахметом  Булатовым.  Анализируя  происхождение  этнонима  “булгар”,  он  рассматривает  и  топоним  “Балахна”.  Булатов переводит  его  с  персидского  как  “высокая,  верхняя  надстройка”  (балаханэ).  В книжном  магазине  Балахны  я  приобрел книгу  местного  краеведа  Геннадия  Стро­кина “Град Балахна”.  Автор также останавливается на этом варианте,  предполагая, что  в  Балахне  могли  находиться  какие-то верхние  северные  форпосты  Булгар.  Вот что  пишет  Строкин:  “Если  же  предположить,  что булгары считали Балахну самым верхним поселением на Волге, то не могло ли  это  быть  Верхний  город  –  Балаханэ”. Продолжая  эту  мысль,  он  отмечает,  что поскольку  археологических  работ  в окрестностях  города  не  проводилось,  то легенды об основании  Балахны булгарами категорически отвергать нельзя.  Но дальше,  пытаясь  построить  славянскую  версию  происхождения  города,  автор  книги начинает противоречить сам себе:  “Легенды  о  том,  что  район  расположения  Балахны какое-то время был во власти булгар, не  дают  возможности  строить  версии  о булгарском  происхождении  его  названия, так как они ничем не подтверждаются”.

История Балахны

Теперь обратимся еще к одному источнику  –  книге  историка  Евгения  Арсюхина “Полумесяц  над  Волгой”,  которая  только что вышла в Нижнем Новгороде.  “Попытки расшифровать название “Балахна”  из русского  языка  потерпели,  на  мой  взгляд, полное поражение”, – пишет Е. Арсюхин на 78  странице  своей  книги.  Автор  также подтверждает  версию  восточного  происхождения названия города и полагает,  что в  “древние  времена здесь  все-таки  существовала  булгарская  крепость”.  Рассматривая  историю  Минина  и  Пожарского, Е.  Арсюхин  также  приводит  ряд  новых, малоизвестных  сведений.  Согласно  его данным,  земляки  Минина  во  времена Смутного  времени  поддержали  Лжедмитрия  II  (который,  кстати,  в  1610  году  был убит  татарином  Урусовым,  мстившим  за казнь касимовского царя), а воевода Балахны, собрав отряд и при поддержке литовцев,  пытался  взять  Нижний.  За  все  это “Гражданин  Минин”  подверг  своих  земляков  жестким  репрессиям  и  обложил данью, благодаря которой удалось осуществить поход на Москву. Таким  образом,  мы  не  можем  однозначно повторять за Б.  М.  Пудаловым,  что Балахна была исконно  русским  городом  и что  татары или  их  предки  булгары  там никогда не жили. Кузьма Минин уже давно стал  русским  национальным  героем,  спасителем  России,  а  его  имя  готовится  к канонизации Русской православной церковью. Поэтому сейчас все козыри на стороне тех,  кто полагает,  что Минин был “этническим  русским”.  Чтобы  доказать  обратное,  необходимо привести  ряд неопровержимых данных, которых, как уже было сказано,  возможно,  уже  и  нет  в  природе.

Ясно  одно  –  родина  Кузьмы Минина,  город  Балахна,  имеет древнюю  историю.  Возможно, историю тюркскую,  а не русскую.

Азат АХУНОВ.