Как создать эффективный сайт.

5 шагов к эффективному сайту

Теперь, когда мы определили, какую роль может и должен играть сайт компании в структуре ее бизнес-процессов и маркетинговых коммуникаций, попробуем показать примерный план работы по проектированию сайта как эффективного инструмента для компании. Прежде всего стоит сказать, что к моменту, когда компания приступает к созданию сайта, должны быть поставлены маркетинговые и/или бизнес-цели, в противном случае на вопрос: “Каковы цели создания сайта?” мы получим обескураживающий в своей простоте ответ: “Чтобы был”. Поскольку в подавляющем большинстве случаев сайт создается специализированной компанией, оптимально, чтобы постановку задач осуществлял заказчик вместе с аналитиками разработчика. Всю работу по подготовке предварительного технического задания (брифа) для разработчика сайта должен выполнять сотрудник компании, ответственный за сайт. Наилучший вариант – если это сотрудник отдела маркетинга или коммерческого отдела, еще лучше, если руководители этих отделов принимают активное участие в работе. Имея сформулированные цели, можно переходить к определению того, как сайт будет работать на их достижение. В то же время бывает, что решения предлагаются исполнителем на основе собственного представления о бизнесе заказчика, и это вряд ли можно признать правильным. Но даже в этом случае, используя предложенный подход, можно оценить решения, которые предлагает для реализации интернет-агентство.

Шаг 1: целевые группы.

Если в компании есть план маркетинга, то этот шаг можно считать выполненным; достаточно получить информацию соответствующего раздела. В противном случае необходимо определить, на какие целевые группы ориентирован ваш сайт. Основные целевые группы перечислены выше. В то же время при затруднении в выделении целевых групп заказчиком аналитики компании разработчика могут использовать косвенные вопросы маркетингового брифа, в первую очередь о мотивах и целях создания сайта, а также информацию о бизнесе компании и ее структуре. Разумеется, необходимо учитывать и будущие планы развития компании.

Шаг 2: бизнес-задачи и бизнес-функции сайта.

На этом этапе определяются задачи, которые могут быть решены с использованием интернет-технологий, и определяются необходимые инструменты, которые должны быть реализованы на сайте для решения этих задач. В зависимости от степени интеграции сайта в бизнес-процессы компании будут по-разному определяться требования к его функциональности. Необходимо рассматривать планируемые к реализации бизнес-функции именно в свете планирования бизнес-процессов. На этом этапе целесообразно подключение к процессу проектирования сотрудника компании, который компетентен в вопросах функционирования бизнеса. Ведь реализованные инструменты должны работать, и если оформленный на сайте клиентом заказ попадает “в никуда”, это беда не сайта, а организации бизнеса в компании.

Сразу оговоримся, что с помощью интернет-технологий может быть реализовано значительное число бизнес-процессов компании, связанных с процессами продажи и закупки. Целесообразность реализации решений определяется их экономической эффективностью и стратегией развития компании. Также отметим, что не стоит вдаваться в технические детали реализации, поскольку заниматься этим должны специалисты, имеющие опыт проектирования информационных систем.

Шаг 3: коммуникативные задачи и коммуникативные функции сайта.

Сайт можно рассматривать как маркетинговое коммуникативное пространство, причем с информацией взаимодействуют как посетители сайта, в том числе и представители целевых групп, так и компания. Задача маркетолога при проектировании сайта организовать это пространство таким образом, чтобы обеспечить максимально комфортные условия передачи информации целевым группам.

Инструменты, которые могут быть использованы на сайте для передачи информации, обеспечивают практически весь набор маркетинговых коммуникаций, а именно:

  • рекламу. На сайте можно использовать все рекламные обращения к целевой аудитории, адаптировав их к интернет-технологиям. Кроме того, в Интернете также могут проводиться рекламные кампании, в том числе и сайта, – но это отдельная тема продвижения сайта, и материалов по ней достаточно много;
  • стимулирование сбыта. В Интернете можно использовать практически все приемы, включая предоставление скидок, купонов и т. д., тем более что, с помощью сайта, намного проще обеспечить попадание их целевой группе. А обеспечив на сайте механизмы авторизации пользователей, мы имеем возможность обращаться к потенциальным покупателям индивидуально;
  • связи с общественностью (пиар). Про важность сайта как источника информации для журналистов уже упоминалось. Но информационные поводы интересны и посетителям сайта из других целевых групп, и при возможности лучше обеспечить их трансляцию на сайте.
  • прямые продажи;
  • директ-маркетинг. В данном случае речь не идет о спаме. Ведь если пользователь согласился получать информацию с вашего сайта, значит, он в ней заинтересован и простит вам небольшое количество рекламы, которое возможно будет присутствовать в данных сообщениях. Впрочем, в ваших интересах, чтобы информационные сообщения были интересны для подписчиков.

Для формирования необходимой функциональности в данном разделе целесообразно придерживаться следующей последовательности: средство маркетинговой коммуникации – вид коммуникации – задачи инструментов сайта по обеспечению коммуникации – необходимые инструменты сайта. Результатом является перечень инструментов, которые должны обеспечивать поставленные задачи по коммуникативной эффективности сайта.

Также не следует забывать и о возможности сбора маркетинговой информации. Инструменты для этого должны быть предусмотрены на этапе проектирования. Что касается получения информации, то кроме обычных инструментов маркетинговых исследований, таких, как анкетирование или опросы, стоит помнить о возможности получения невербальной информации от посетителя сайта. Ведь любое действие посетителя сайта может быть зафиксировано и соответственно проанализировано.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что информационные технологии дают исключительные возможности по оценке результата коммуникативного акта. Поэтому можно прогнозировать в ближайшем будущем увеличение интереса к моделированию процессов коммуникации в Интернете, чему, с моей точки зрения, уделяется недостаточно внимания. Это позволит повысить эффективность маркетинговых коммуникаций, ориентировав их на достижение поставленных маркетинговых целей.

Шаг 4: привлечение и удержание целевых групп.

Говорить абстрактно о целях по привлечению и удержанию посетителей сайта бесполезно. В зависимости от маркетинговых целей, и задачи сайта по привлечению посетителей могут быть диаметрально противоположны. Скажем, один из сайтов создан по модели интернет-бизнеса, а основная цель другого – обеспечить координацию работы нескольких удаленных филиалов компании. Но в любом случае перед создателем (и владельцем) сайта стоит цель обеспечить привлечение на сайт целевых аудиторий, которые мы определили при первом шаге. Для этого могут использоваться программы поискового и непоискового продвижения сайта, что является отдельным этапом работы с сайтом.

Но привлечь посетителя еще не все – важно его удержать. Главная цель при этом – сделать так, чтобы ваш сайт был хоть в чем-то уникальным. Причем эта уникальность должна быть необходима целевой группе, иначе в этом нет никакого смысла. Собственно, здесь необходимы креативные решения по сервисным функциям сайта. Это требует понимания потребностей целевых групп и знания уже существующих в Интернете решений. Собственно, здесь и начинается борьба за потребителя, от которой никуда не деться даже в пространстве Интернета.

Шаг 5: функциональная и логическая структура сайта.

Теперь, пройдя предыдущие шаги, можно составить функциональную структуру сайта, которая основывается на проведенном анализе. А затем и логическую структуру сайта на основании предполагаемого и желаемого поведения посетителей.

Функциональная структура сайта будет представлять список информационных материалов и сервисов, которые должны быть представлены на нем. Причем если при предыдущих шагах мы отталкивались от потребностей представителей целевых групп, то в данном случае, наоборот, составляется список (таблица) функций сайта с описанием целевых групп и задач, которые решаются данной функцией для каждой из целевых групп.

Логическая структура сайта разрабатывается исходя из предполагаемой модели поведения целевых групп на сайте. При этом желательно учитывать маркетинговые цели компании относительно целевой группы. Фактически поведение посетителя сайта представляет собой коммуникационный акт, при котором адресант – создатель сайта передает сообщение – информацию, размещенную на сайте, – и получает ответное сообщение адресата, выраженное его поведением на сайте. В идеальном случае посетитель сайта ведет себя в полном соответствии с предполагаемой моделью поведения.

Результатом предпринятых шагов будут сформулированные требования к функциональности сайта, которые необходимо дополнить требованиями к дизайну и технологическим решениям. Далее можно переходить к этапу создания технического задания к проекту и к его реализации. В описанных шагах сознательно не приводятся примеры функциональных модулей сайта, поскольку эта часть проектирования зависит от творческого подхода и интуиции маркетолога, а также от профессионализма разработчиков.

В заключение

Предложенный подход к проектированию сайта позволяет спроектировать функциональную и логическую структуру сайта, соответствующую поставленным задачам, и создать эффективный маркетинговый инструмент для компании. В отличие от большинства подходов, которые представлены в статьях на данную тему, данный подход использует принципы маркетингового планирования и позволяет ориентировать сайт на решение маркетинговых задач, которые стоят перед компанией. Можно надеяться, что созданный сайт станет еще одним инструментом, который будет эффективным помощником в достижении вашей компанией лидирующих позиций.

© Андрей Минин 2004