Концепция по реконструкции и реставрации ансамбля памятника Минину и Пожарскому.
(Скульптор И. П. Мартос, литейщик В. П. Екимов, архитектор А. И. Мельников, каменщик С. С. Суханов, 1818 г., охр. № 1/иск. 1327-р)
Разработана ООО РНПЦ «РЕКОС» и ООО «фирма „ВИОЛе-М“» по заказу МОСКОМНАСЛЕДИЕ г. Москвы. — 2005 г. РеставрационныйНаучно-Производственный Центр «РЕКОС»
Концепция по реконструкции и реставрации ансамбля памятника Минину и Пожарскому.
1. Введение.
Памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» имеет охранный номер № 1/ иск, 1327-р и находится под охраной ЮНЕСКО в составе Красной площади и Кремля.
Москомнаследие поставило перед ведущими реставрационными и научно-исследовательскимиорганизациями г. Москвы задачи определения сохранности фигур, барельефов, постамента и фундамента, исследования состояния металла и гранита монумента «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» (скульптор И. П. Мартос, архитектор А. И. Мельников, литейщик В. П. Екимов, 1818 г., Москва, Красная площадь, в ограде Покровского собора, охр. № 1/иск, 1327-р), с целью разработки концепции и технологии реставрации шедевра монументального искусства.
В настоящее время проведены предварительный историко-архивный поиск и изучение материалов, хранящихся в архивах ГУОП, ГосНИИР, ГНИМА им. Щусева, РГАКФД и др. с целью выявления материалов по вопросам истории создания, обследования, ремонтов и реставраций памятника Минину и Пожарскому.
Специализированные реставрационные предприятия ООО «Фирма «ВИОЛе-М» и ООО РНПЦ (Реставрационный Научно-Производственный Центр) «РЕКОС» провели предварительныенаучно-исследовательские работы по изучению состояния сохранности монумента и разработке технологии и реставрации тыльного барельефа.
Результаты исследований легли в основу разработки концепции сохранения и реставрации памятника Минину и Пожарскому.
2. Краткие сведения об истории создания памятника Минину и Пожарскому
Памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» в истории России и Москвы является первым скульптурным монументом, увековечившим подвиг всего русского народа в борьбе за независимость Отечества. Данному объекту культурного наследия принадлежит исключительное место в истории российской и мировой культуры как величайшему произведению монументальной пластики и литейного мастерства начала XIX века.
Идея создания монумента спасителям Отечества зародилась в начале XIX столетия. Большое собрание Академии художеств, определявшее характер архитектурной и художественной деятельности в конце 1802 г., в программе для скульпторов в числе первых «достойнейших к исполнению» назвало «геройские подвиги и патриотические добродетели Кузьмы Минина и князя Пожарского». Просветительская организация «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» в начале 1803 г. призвала «общество начертать проект для сооружения памятника Пожарскому, Минину и Гермогену» для Москвы за счет добровольного пожертвования граждан. Скульптор Иван Петрович Мартос, адъюнкт-ректор скульптурного класса Академии художеств, откликнулся на эти предложения. В 1804 г. И. П. Мартос выставил на суд публики свою первую модель памятника Минину и Пожарскому из глины.
Нижегородцы, земляки Кузьмы Минина Сухорука, решили увековечить его память на родине в виде обелиска из мрамора и в 1808 г. обратились к правительству с прошением открыть подписку на сбор средств для памятника. Совет Академии художеств поручил подготовить проекты памятника Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода выдающимся мастерам XIX века скульпторамИ. П. Мартосу, Ф. Ф. Щедрину, И.П., Прокофьеву, В. И. Демут-Малиновскому и С. С. Пименовуи архитекторам А. Д. Захарову, А. Н. Воронихину, Тому де Томону, А. А. Михайлову (старшему) и А. А. Михайлову (младшему). В 1808 г. из представленных конкурсных проектов и моделей был удостоен Высочайшего одобрения вариант И. П. Мартоса «Проект монумента в честь Минина и Пожарского».
Во всех губерниях России с января 1809 г. была открыта подписка «на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт-ректораАкадемии художеств статского советника Мартоса». К 1811 г. сумма сбора достигла 136 тысяч рублей, из которых 18 тысяч были присланы из нижегородской губернии. И. П. Мартос обратился с предложением поставить монумент в Москве и с просьбой начать работу над памятником.
К 1813 г. было принято окончательное решение установить памятник в Москве. Место для памятника выбрал сам И. П. Мартос в центре площади перед портиком Торговых рядов. Первый скульптурный монумент Москвы вместе с собором Василия Блаженного, воздвигнутым в честь покорения Казанского ханства, и Казанским собором, построенным по заказу Д. П. Пожарскогов честь победы над польскими интервентами, должен был ещё больше подчеркнутьидейно-мемориальное значение древней площади города. Композиция памятника, рассчитанная на раскрытие его содержания — призыв русского народа 200 лет назад к защите отечества от иноземных захватчиков, хорошо увязывалась с архитектурно планировочной средой Красной площади.
Подобно Торговым рядам, памятник имел главную — фронтальную точку зрения, соответствующую центральной оси фонового здания. Закрепляя поперечную ось площади, он ещё больше усилил пространственную связь Торговых рядов с Кремлем.
В 1815 г. И. П. Мартос закончил большую модель памятника Минину и Пожарскому, которая имела исключительный успех у публики и удостоилась одобрения правительства. Сооружение памятника Минину и Пожарскому сделалось общенародным событием, большая часть средств на оплату расходов, связанных с отливкой скульптурной группы и барельефов, была собрана всенародной подпиской. В изготовлении монумента вместе с И. П. Мартосом принимали участие скульпторыИ. Т. Тимофеев, С. И. Гальберг, С. К. Суханов, архитектор А. И. Мельников, литейщик В. П. Екимов, многие русские мастера и подмастерья, имена которых затерялись в истории.
В изготовлении модели И. П. Мартосу помогал скульптор И. Т. Тимофеев «особенно вспомоществовал своими трудами и прилежанием при делании большой модели из глины и при делании форм с малой модели эбошировал большую». Он «должен был поднимать тяжести, передвигать подмостки, груды глины и прочих материалов и для содержания во всегдашней влажности глины смачивать большую группу от самого начала до окончания оной в течение более двух лет ежедневно».
С. И. Гальберг выполнил профильный портрет своего учителя для фасадного барельефа. На барельефе И. П. Мартос изображен с двумя сыновьями, которые трагически погибли в военной компании 1812 года.
Из архивных материалов известны следующие факты и особенности технологии отливки элементов монумента. Для отливки скульптурной группы в металле В. П. Екимов соорудил в литейной мастерской Академии художеств особый фундамент с 16 печами. Сохранился чертеж схемы литниковой системы отливки. Сверху на железной решетке были помещены отлитые из воска плинт и фигуры Минина и Пожарского, укрепленные толстыми железными полосами. Над ними был сделан восковой бассейн, из которого во все стороны были проведены восковые каналы, имеющие около дюйма в диаметре. От них под острыми углами провели путцы, упиравшиеся одним концом в каналы, которые шли от бассейна, а другим — в восковые фигуры и плинт. От фигур отходили особые воздушные каналы. Вся поверхность восковых моделей снаружи была покрыта особой мастикой, состоящей из толченого кирпича, жидко разведенного на пиве. Мастику наносили слоями примерно 45 раз, каждый нанесенный слой просушивали с помощью опахал из больших перьев. Внутренность восковых фигур была наполнена составом из алебастра и толченого кирпича — калидром. После этого «фигуры, наполненные внутри калидром, а снаружи покрытые мастикой, обложены кусками из сырой глины, что сделано и с плинтом, каналами, путцами и воздушниками, обведены кирпичною стеной, окованы снаружи полосным железом, а внутри залиты калидром из алебастра и толченого кирпича». Для полного выжигания восковой модели в течение целого месяца топили 16 печей. Таким образом была подготовлена форма для заливки расплавленного металла. В присутствии многочисленных зрителей в литейной мастерской Академии художеств 5 августа 1816 г. производилась отливка группы и плинта. Для отливки было использовано: 1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру.
По свидетельству очевидцев «страшно было смотреть, когда металл сей потек горящею и клокочущею рекою по сделанному для него каналу к бассейну, который сделан был над фигурами и из которого он должен был наполнять снизу все пространство, какое прежде занято было воском, и после выжжения воску оставалось пустым».
В рапорте министру внутренних дел Иван Петрович Мартос сообщал: «Медь плавилась 10-ть часов, течение продолжалось 9 минут благополучно, но после сего она пробила внизу форму и выбежало 60 пудов… взятыми мерами она была остановлена и течение её в форму продолжалось потом до конца… Через пять дней, когда металл остыл, после разбития формы оказалось, что монумент отлит совершенно».
Отливка колоссальной скульптурной группы за один прием была уникальной литейной работой для России и Европы. Она свидетельствовала о высочайшем литейном искусстве русского мастераВ. П. Екимова.
В 1815 г. И. П. Мартос заключил контракт на работы по изготовлению гранитного постамента памятника с петербургским купцом Самсоном Сухановым, который имел опыт сложныхстроительно-монтажных работ, наиболее значимая из которых — сооружение гранитных колонн для Казанского собора. Гранитные блоки для постамента были изготовлены в Выборгской губернии, близ деревни Киркопеле на острове Сумар Кали. И. П. Мартос предположил облегчить вес постамента за счет изъятия изнутри двух третей камня. В изготовлении постамента памятника участвовал адъюнкт-профессор Академии художеств архитектор А. И. Мельников, который «смотрел за строительством мастерской, делал рисунки и шаблоны для большого пьедестала и тщательно наблюдал за отделкой оного».
В феврале 1817 г. была утверждена надпись на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1817». Позже был изменен конец фразы надписи: «лета 1818» в связи с переносом даты открытия памятника, которое состоялось лишь в 1818 г.
В мае 1817 г. было решено «поставить монумент на Красной площади». Тогда же состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Петербурга в Москву водным путем по Мариинской системе. 3 сентября 1817 г. части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на реке Москве.
Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 г. и превратилось в крупнейшее событие культурной жизни страны. Монумент был первым памятником, установленным в разоренной французами столице.
Памятник занял наиболее высокую точку Красной Площади. Смысловое прочтение памятника было ярко подчеркнуто скульптурной композицией: стоящая во весь рост с простертой в сторону Кремля правой рукой фигура гражданина Минина «продавца мяса и рыбы», «выбранного от народа», призывает князя Пожарского встать на защиту веры и Отечества. В исторический момент Смутного времени вопрос сохранения православной веры и независимости Отечества был наиважнейшим вопросом, для решения которого необходимо было объединение всех слоев населения. Символично левой рукой гражданин Минин вручает князю Пожарскому меч — крест, который карает смуту, вероотступничество и стяжательство. Он объединяет народ, князя Пожарского и гражданина Минина встать за правое дело, защиту которого олицетворяет щит с образом Спаса Нерукотворного. Образ Спаса Нерукотворного был на стягах на Куликовом поле. Под этим образом Русь обрела единство и одолела завоевателей.
Два барельефа, расположенные в нишах пьедестала памятника, отмечали основные этапы освободительной борьбы против иностранной интервенции и внутренних распрей. Барельеф фасадной стороны памятника рассказывал о событиях, связанных со сбором «десятой деньги» среди всех слоев населения на организацию народного ополчения. Барельеф на тыльной стороне символически раскрывал ратные подвиги ополчения под руководством князя Пожарского. Щит в руках одного из русских воинов на своем аверсе несет изображение иконы Казанской Божьей Матери, которая была обретена в день освобождения Кремля от поляков и которой молились воины ополчения перед решающим штурмом.
Монумент притягивал внимание людей, ступивших на Красную Площадь, как со стороны Иверских ворот, так и со стороны Васильевского спуска. Пространство перед монументом было свободно от архитектурных форм, а между фасадом Гостиного двора и тыльной стороной памятника был проход, позволявший публике обозревать его со всех сторон. Фасадной частью памятник был обращен к Кремлю. В сознании граждан России Москва и Кремль едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера.
3. Краткие сведения об изменении архитектурно-планировочной среды памятника
В 1818 году памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» главной фасадной стороной был обращен к Красной площади, а его фоном, подчеркивающим монументальное восприятие скульптурной композиции, был фасад Гостиного двора работы архитектора О. И. Бове, выполненный с использованием классических ордерских форм.
Территория, прилегающая к памятнику, была выгорожена по четырем углам гранитными камнями, а в середине 19 века он был огражден чугунной решеткой и освещен фонарями.
В 1890-е гг. на месте Гостиного двора (архитектор О. И. Бове), архитектор Померанцев возвел Верхние торговые ряды в псевдорусском стиле.
В 1931 г. в связи с реконструкцией Красной площади и строительством из камня мавзолеяВ. И. Ленину памятник был перенесен на территорию Покровского собора, где и располагается по настоящее время.
Находясь в ограде Покровского собора, памятник Гражданину Минину и Князю Пожарскому растворился на фоне шедевра архитектуры, которым является Покровский собор. Визуально памятник находится в яме и не виден не от Иверских ворот, не от Васильевского спуска. Куда указывает Гражданин Минин рукой, на что смотрит Князь Пожарский определить и трактовать сложно. Памятник утратил свое первоначальное смысловое значение.
4. История реставрации монумента «Памятник Минину и Пожарскому»
В 2005 г. ООО «Фирма «ВИОЛе-М» провела подробный анализ документов по данному вопросу.Историко-архивный поиск показал, что сведения и документы об обследованиях, ремонтах и реставрациях памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» сохранились частично. История реставрации и реконструкции монумента охватывает следующие годы: 1897 г., 1926 г., 1929 г., 1930 г., 1931 г., 1940 г., 1952 г., 1953 г., 1957 г., 1959 г., 1964 г., 1967 г., 1973 г., 1980 г. Первая реставрация памятника, вероятно, относится к концу XIX века. В еженедельном приложении «Неделя строителя» к журналу «Зодчий» (СПб., 1897, с. 250, 1898, с.89) приводятся следующие сведения: «…московское городское управление, производившее реставрационные работы, ассигновало 2000 руб. Предполагалось выполнить следующие работы: «вычистить фигуры и барельефы и протереть их олифой, отполировать гранитный пьедестал, вставить отбитый угол и выбоины, исправить гранитный тротуар, вызолотить надписи, исправить и выкрасить под бронзу решетку».
Согласно документальным источникам реставрации состояли в «удалении загрязнений с элементов монумента», «промывке поверхности бронзовых элементов и надписи мыльным раствором», «герметизации швов известковым раствором» и «переборке отмостки». Так, в статье «Исследование памятника Минину и Пожарскому» (ВНИИР, Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация., 13, 1990 г., с. 169) отмечено, что в архиве Управления госконтроля и охраны памятников г. Москвы хранятся документы, в которых имеются сведения: «…В мае 1940 г. комиссия, в состав которой входил Д. П. Сухов, обследовала памятник и установила, что для его сохранения необходимо: удалить загрязнения с поверхности бронзовых фигур, барельефов и надписи водой с мылом; промыть полированный гранит; промазать раствором и расшить швы гранитных кованых плит; произвести подсыпку на месте обнажения бута…». «…Обсуждался вопрос об удалении коррозии, для чего следовало привлечь скульпторов-монументалистов…».
Последняя реставрация относится к 1980 г. «…В феврале 1980 г. перед проведением Олимпийских игр в Москве специалисты Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината обследовали техническое состояние памятника. Предварительно полностью была очищена и промыта поверхность бронзовых скульптур и барельефов от пыли, копоти, грязи, птичьего помета с помощью 0,5%-ного раствора моющего средства „Лотос“. Были намечены основные направлениянаучно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по реставрации памятника…».
В отчетной документации 80-90-х годов XX века приводятся достаточно подробные материалы исследования состояния сохранности, изучения материала, предложений по проведению реставрационных работ и другие сведения.
В 1983 г. научными сотрудниками ВНИИР М. К. Калиш, Н. В. Тимофеевой, Ф. Б. Аракелян и. В. Топильской был составлен первый «Акт визуального обследования технического состояния памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в г. Москве». Данный документ содержит сведения о составе и состоянии материала скульптурной композиции, постамента, конструкции каркаса и барельефов. В заключении сделаны следующие выводы: «…По результатам визуального обследования состояние памятника Минину и Пожарскому следует признать неудовлетворительным. Для обоснования выбора методов реставрации и разработки конкретных реставрационных технологий необходимо проведение исследований материалов, покрытий и конструктивной прочности памятника не только в соответствии с ранее разработанной и утвержденной программой, но и дополнительных исследований несущей способности диафрагмы плинта и проверки правильности положения скульптуры. Для выполнения этих исследований необходимо привлечение квалифицированных специалистов из соответствующих областей (архитекторов,инженеров-конструкторов, специалистов по сварочному производству и т. д.)…».
В 1984 г. ВНИИР МК СССР была поставлена научная тема за № 4.1.3. и выпущен научный отчет «Исследование и разработка методики реставрации памятника Минину и Пожарскому».
В 1990–1995 годах обследования сохранности состояния памятника, проведенные ГосНИИР по заданию ГУОП г. Москвы, выявили целый ряд вопросов и проблем, связанных с техническим, эксплуатационным и экспозиционным состоянием, которые требовали решения на современномнаучно-техническом уровне с привлечением международного опыта реставрации.
В 90-е годы ХХ века разрабатывалась европейская программа ЭВРИКА (EUREKA) и проект № 316 «Новые технологии консервации памятников из медных сплавов», в которых приняли участие СССР, Швеция, ФРГ, Австрия. Целью международного проекта были исследования коррозионных процессов различных сплавов меди, связанных с пребыванием объектов в определенных условиях окружающей среды, и разработка специальных методов консервации. Каждая из участвующих в проекте стран определила для проведения работ указанных в программе один памятник из медного сплава, экспонированный на открытом воздухе. В качестве объекта от СССР был определен памятник Минину и Пожарскому. Совместные исследования материалов монумента в рамках международной программы проводили ГосНИИР, МВМИ, МИСиС, «Гипроцветметобработка», ИФХ АН СССР. Следует отметить, что поставленные задачи защиты от атмосферной коррозии памятников, выполненных из медных сплавов, в рамках международной программы были решены лишь частично.
В конце 80-х начале 90-х годов XX века реставрация памятника Минину и Пожарскому не состоялась по ряду объективных причин. В городе Москве отсутствовали реставрационная производственная база и не был накоплен опыт практической реставрации городской монументальной скульптуры, выполненной из сплавов на основе меди и различных пород камня. Вопросы концепции сохранения и методики научно-комплексной реставрации требовали продолжения исследований и разработок. Ряд технологических и инженерных решений, предложенной методики реставрации не могли гарантировать проведение качественной реставрации без результатов натурных испытаний на моделях и модельных сплавах. Вызывала сомнение методика проведения сварочных работ и устранения дефектов с помощью аргонно-дуговой сварки у специалистов в области сварки цветных металлов (латуней), имеющих практику работы с этим материалом. Одновременно возникли объективные сложности по финансированиюнаучно-исследовательских и реставрационных работ.
В 2002–2003 годах ГУОП г. Москвы была поставлена задача о проведении дополнительных работ по изучению и обследованию технического состояния монумента «Гражданину Минину и князю Пожарскому». Для исполнения работ были привлечены лауреаты конкурсов «Реставрация 1994 — 2002 гг.» реставрационные предприятия «Фирма «ВИОЛе-М» и РеставрационныйНаучно-Производственный Центр (РНПЦ) «РЕКОС», имеющие 15-летний опыт практических работнаучно-комплексных реставраций памятников монументального искусства г. Москвы и Подмосковья. Предварительные научно-исследовательские работы, связанные с исследованием химического состава, структурных изменений в материале, проводились силами реставраторов в сотрудничестве со специалистами Института проблем механики РАН, Московского Государственного Строительного Университета (МГСУ), Института «Гипроцветметобработка», ООО Аналитический сертификационный и экологический центр «АНСЕРТЕКО», ООО «Кавида-К»Патриаршего подворья, ОАО «Кольчугцветмет», группы компаний «Каменный цветок», ОЗАО НТЦ «Латуни», Московского государственного университета стали и сплавов, Международнойнаучно-технической организации «Лазерная ассоциация», предприятия «Булат», АО «Туполев», ГосНИИР, ГУОП г. Москвы.
В 2002 году ООО «Фирма «ВИОЛе-М» и Реставрационный Научно-Производственный Центр (РНПЦ) «РЕКОС» совместно с музеем-усадьбой Остафьево «Русский Парнас» оборудовала производственную базу мастерской для проведения исследований и практических реставрационных работ тыльного барельефа, посвященного военным подвигам русского войска под руководством князя Пожарского.
Тыльный барельеф был отреставрирован реставратрами фирм «ВИОЛе-М» и РНПЦ «РЕКОС» и установлен на прежнее место.
Цель проведения научно-исследовательских работ на барельефе состояла в исследовании состава, структуры, физико-химических и механических свойств материала, определении их временных изменений и т. п. Данные исследования легли в основу разработки концепции, технологии и методики научно-комплексной реставрации барельефа.
В течение 185 лет барельеф подвергался интенсивному воздействию окружающей среды, что сказалось на состоянии поверхности и привело к объемным изменениям состава и структуры материала, которые в свою очередь вызвали необратимые процессы разрушений. Исследования показали, что изменения начинались на микроуровнях и были связаны с химическим составом и структурой локальных участков. Это привело к образованию микротрещин и по мере их роста к разрушению материала в макрообъемах. Часть трещин тела отливки барельефа имеет сквозной характер. В сплаве барельефа произошли серьезные структурные изменения, которые привели к необратимым процессам. На основании результатов исследований специалистами был сделан вывод: «…дальнейшее развитие коррозионных процессов при экспозиции барельефа в условиях интенсивного воздействия окружающей среды приведет к потере прочностных характеристик материала и его разрушению, аналогичные процессы следует ожидать на всех бронзовых элементах памятника».
Предварительное обследование технического состояния монумента Минину и Пожарскому выявило следующее:
1. Нарушение прочности конструкции скульптурной композиции в результате процессов коррозии, старения и разрушения несущей бронзовой оболочки. 2. Нарушение устойчивости скульптурной композиции вследствие коррозионного разрушения и утраты вставок между плинтом и пьедесталом, выполненных из черного металла. 3. Наличие в бронзовой оболочке скульптурной композиции и барельефов многочисленных дефектов возникших в результате отливки (трещины: горячие и холодные, неравновесность структуры, неслитины, остатки инородного черного металла и т. д. 4. Образование на внешней и внутренней поверхности скульптурной композиции и барельефах дефектов, ухудшающих эстетическое восприятие и техническое состояние вследствие продолжительной эксплуатации в условиях переменных температур и влажностных характеристик. 5. На отдельных элементах скульптурной композиции и барельефов, в местах утраты герметичности, вследствие проникновения влаги и под воздействием циклических температур происходит разрушение технологического «болвана» вероятно выполненного из смеси гипса и тертого кирпича. 6. Разрушение технологического болвана вызывает в отдельных местах разрушение литой оболочки скульптурной композиции и барельефов, что снижает механическую прочность конструкции. 7. Полное нарушение герметизации швов между плинтом и постаментом, блоками постамента и основания. 8. Выход из гнезд барельефов, нарушение конструктивного сцепления барельефов с постаментом в результате выкрашивания швов и отсутствия в авторской конструкции дополнительных элементов. 9. Неравномерность прохождения процессов атмосферной коррозии поверхности медного сплава с образованием неоднородных по цвету, фактуре, составу и толщине различных фазовых составляющих естественной патины и разрушения искусственного покрытия. 10. Наличие многочисленных сколов и трещин по углам и ребрам блоков постамента и разрушение старых реставрационных доделок, мастиковок, обмазок. 11. Утрата полировки с поверхности гранита, разрушение поверхности камня в результате атмосферного выветривания и образование глубоких каверн и сколов. 12. Неудовлетворительное состояние надписи на передней грани постамента. 13. Расхождение и нарушение горизонтальности плит и блоков отмостки. Для сохранения памятника Минину и Пожарскому необходимо проведение в полном объеме:проектно-изыскательных работ, разработка проектной документации и технологии реставрации, проведение реставрации скульптурной группы, барельефов и постамента, проведениеремонтно-строительных работ по фундаменту, отмостке и бордюрным ограждениям.
В 2004–2005 годах работы по исследованию состояния литой оболочки скульптурной группы, плинта и барельефов показали, что ухудшение экспозиционного и технического состояния памятника связано с нарастанием коррозионных процессов, развитием структурных разрушений, нарушением прочности конструкции, разрушением авторских и последующих реставрационных заделок дефектов, что вероятно связано с временным фактором и эксплуатацией в условиях открытой атмосферы, изменением влажности и температуры, повышением агрессивности городской атмосферы, усилением вибраций при проведении массовых зрелищных мероприятий и т. п.
Ниже приводятся выдержки из заключений специалистов принимавших участие в обследовании состоянии сохранности материала памятника. Главный металлург НТЦ «Латуни» к.т.н. Клевцов А.А.: «…многие дефекты имеют литейное происхождение и связаны с жидкотекучестью металла и его усадкой, к таким дефектам можно отнести отдельные трещины, газовую пористость, неслитиныи т. д. Литейные дефекты могут провоцировать ускорение процессов, разрушение отдельных участков отливки, что приводит к снижению прочности литой оболочки памятника, которая в данном случае является несущим каркасом. Особенное опасение вызывает поверхность лодыжек ног фигуры Минина. Для цельного представления состояния отливки фигуры необходимо обследовать внутреннюю полость фигуры и провести отбор проб, что необходимо дляфизико-химических исследований, для определения эксплуатационного ресурса памятника. По материалам, полученным при исследовании заднего барельефа можно предположить, что скульптурная группа, подвержена интенсивным коррозионным процессам, также как и задний барельеф памятника, и при дальнейшей эксплуатации нуждается в контроле со стороны реставраторов. В идеальном случае, для эксплуатации данной скульптурной группы необходимо изменить влажностно-температурный режим…».
… Доцент кафедры «Технология металлов» Московского государственного строительного университета, к.т.н. Кучеров В. И.: «Задний барельеф памятника „Минину и Пожарскому“ весьма серьёзно поражён коррозией и трещинами. Полностью ликвидировать эти многочисленные трещины реставрацией невозможно, их можно лишь замаскировать. При дальнейшем экспонировании барельефа даже небольшие циклические термические напряжения от воздействия прямых солнечных лучей или изменения погоды способны привести к развитию существующих трещин, увеличению их размеров. Поэтому, не только задний барельеф, но и все остальные литые компоненты памятника „Минину и Пожарскому“ требуют пристального к себе внимания, постоянного наблюдения за их состоянием».
… Старший научный сотрудник к.т.н. ОАО «Институт Цветметобработка» И. И. Курбаткин: «Исследование образцов, отобранных из различных мест литой оболочки скульптурной группы и барельефа памятника Минину и Пожарскому, проводили современными методами металлографии и рентгеноструктурного анализа. Изучение обнаруженных макро- и микродефектов показало, что их образование связано с двумя причинами. Первая — это дефекты, возникающие при литье. Как правило, это газовые поры, раковины, микротрещины, образующиеся в процессе кристаллизации и усадки отливки и располагающиеся по всему объему материала. Вторая связана с известным в настоящее время процессом „сезонное растрескивание“, вследствие обесцинкования материала, которое проявляется по границам зерен и наблюдается ближе к поверхности… На основании структурных исследований установлен тот факт, что в отливке существуют значительные напряжения 1 рода, вызванные объемной усадкой при кристаллизации сплава. Эти напряжения могут вызывать дополнительное коррозионное растрескивание материала. Металлографический анализ показал, что структурное разрушение металла начинается по границам дендритных ячеек и приводит к необратимому разрушению по границам зерен. В результате снижаются прочностные характеристики металла. Наиболее интенсивному воздействию окружающей среды подвергается поверхность материала памятника, где процессы коррозионного разрушения выражены в большей степени….».
… Начальник отдела неразрушающих методов контроля АНТК им А. Н. Туполева, Покровский А.В.: «В 1991—1992 гг. проводилось визуальное обследование памятника Минину и Пожарскому, которое подтвердило наличие в оболочке скульптуры большого количества сквозных и несквозных трещин, раковин, неслитин. В отечественной реставрационной практике опыт по применению различных методов неразрушающегося контроля монументальной бронзовой скульптуры весьма ограничен. Это связано со сложностью рельефа поверхности, одностороннего подхода и отсутствием возможности идентифицировать обнаруженные дефекты путём металлографических исследований. В 2003 г. специалистами неразрушающего контроля АНТК им. А. Н. Туполева был проведён вихретоковым и акустическим методами контроль на бронзовом заднем барельефе данного памятника. С помощью вихретокового метода было обнаружено множество трещин, несплошностей и авторских вставок. Учитывая наличие множества дефектов в заднем барельефе памятника Минину и Пожарскому, т. е. плохое состояние, можно ожидать такое же состояние от скульптурной композиции, имеющей идентичный химический состав и отлитой по той же технологии. Поэтому желательно провести демонтаж скульптуры. После демонтажа будет возможен подход с внутренней стороны скульптуры, что позволит дополнительно, кроме оптического, вихретокового, акустического, произвести рентгеновский контроль в условиях мастерской. Комплексное проведение неразрушающего контроля, а также металлографические исследования позволят оценить реальное состояние скульптуры и барельефов…».
Реставратор, инженер-металлург, технический директор ООО РНПЦ «РЕКОС» Транковский Е.Г.: «…Серьезно нарушена прочность конструкции литой оболочки соединения скульптурной группы и плинта. Сопоставительный анализ технологии, процесса плавки и заливки сплава показывают, что аварийное состояние сохранности литой скульптурной оболочки предопределено изначально составом сплава и нарушением процесса отливки скульптурной композиции. Решающее влияние на процессы разрушения скульптурной оболочки оказывают жесткие условия эксплуатации в условиях открытой городской среды.
Особенно серьезные дефекты аварийного характера наблюдаются в нижних частях ног обеих фигур, где выявлена полная утрата фрагментов вследствие коррозии сплава и минерализация. В этих местах в результате коррозионного разрушения литой оболочки фигуры Минина обнажилась внутренняя засыпка ног и лодыжек, выполненная из материала на основе гипса и литейной глины. Материал засыпки впитывает влагу, проникающую извне по многочисленным трещинам и литейным дефектам. Под воздействием циклических изменений температур отливка испытывает напряжение, что привело к разрушениям сплава».
К.т.н., инженер-реставратор, инженер-металлург, директор ООО ««Фирма «ВИОЛе-М» Бакалярова Е.Г.: «…. На верхней горизонтальной плоскости плинта имеются многочисленные дефекты, сквозные трещины, отслоения фрагментов. При последних обследованиях на массиве литой оболочки двухфигурной скульптурной композиции, плинте и двух барельефах выявлены многочисленные дефекты различной природы происхождения. Количество трещин, утрат фрагментов литой поверхности, „разгерметизация“ дефектов и т. п. увеличилось по сравнению с обследованием 1990-х годов в несколько раз. На поверхности бронзового литья отмечены остатки старых реставрационных заделок дефектов, выполненные различными материалами, в том числе замазками на основе полиэфирных смол, масляной краской, битумом, цементным раствором, свинцом и т. п. …».
5. Проект концепции по реконструкции и реставрации ансамбля памятника Минину и Пожарскому
Проект концепции направлен на сохранение культурной ценности ансамбля памятника Минину и Пожарскому. Практическая реализация концепции обеспечит «соблюдение равновесия между потребностью общества пользоваться культурной ценностью и назревшей своевременной необходимостью сохранения данной ценности».
При разработке проекта учтён опыт отечественной и зарубежной практики по реконструкции, реставрации и последующему экспонированию монументальной скульптуры.
Положительным примером решения задачи спасения памятников, выполненных из бронзы, является опыт Италии по реставрации и изменению условий экспонирования конной статуи императора Марка Аврелия (Рим, площадь Капитолия, 161–180 гг. н. э.), восточных врат баптистерия Св. Иоанна «Врата Рая» (Лоренцо Гиберти, 1425—1452 гг., Флоренция), фигур бронзовых коней с террасы фасада собора Св. Марка (Лисипп, 4–3 вв. до н. э., Венеция). Для экспонирования выше указанных произведений монументальной пластики мирового значения в условиях открытой атмосферы были изготовлены копии, а подлинники размещены в условиях специально созданных экспозиций музеев с оптимальными температурно-влажностными условиями.
Необходимость в консервационных и реставрационных мероприятиях на скульптурной группе, барельефах, пьедестале, отмостке и фундаменте определена предварительными физико-химическимиисследованиями. Проведение более подробных исследований позволит определить эксплуатационный ресурс материалов, дать заключение о состоянии материалов и на их основе принять инженерно-технологическое решение по увеличению ресурса эксплуатации памятника, а также определить условия, в которых возможно его экспонирование после проведенияконсервационно-реставрационных работ.
Первоочередные задачи сохранения памятника определят направления по реконструкции, консервации, реставрации, методикам, инженерно-технологическим решениям и т. д.
По мнению специалистов для спасения уникального произведения литейного искусства русских скульпторов и мастеров монумента национальным освободителям «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» требуется создание условий с контролируемымтемпературно-влажностным режимом экспонирования, что возможно осуществить в условиях специально созданного музея.
Практическая реализация концепции подчинена приоритету сохранения культурной ценности для настоящего и будущего поколения и не может быть осуществлена без консервационных и реставрационных вмешательств.
Основные проектные предложения по концепции реконструкции и реставрации ансамбля памятника Минину и Пожарскому.
1. Определение на какой период должна быть разработана проектная документация по научной реставрационной реконструкции планировочной среды и местоположения памятника — 1818 г., середина 19 века, 1890 г. Обсуждение и согласование вариантов проекта с методическими советами «Роскультура», «Москомнаследие», «Москомархитектура» и другими комиссиями.
2. Создание и оборудование специализированного реставрационного участка с необходимым оборудованием, температурно-влажностным режимом, освещением и т. п. для проведениянаучно-комплексной реставрации.
3. Проведение реставрационно-консервационных работ с полным демонтажем скульптурной группы, барельефов и пьедестала.
4. Реставрация поверхности бронзовых элементов с максимальным сохранением естественных патин, сформировавшихся структурно — химически и в колористической гамме.
5. Реставрация и консервация бронзовых элементов памятника с максимальным сохранением подлинных (авторских) элементов, фрагментов и вставок литой оболочки и конструкции внутреннего каркаса, элементов крепления, технологических следов отливки и т. п.
6. Реставрация и консервация гранитных элементов памятника.
7. Изготовление копии бронзовых и гранитных элементов памятника с максимальным приближением по качеству изготовления к подлиннику.
8. Установка копии на первоначальном историческом месте на Красной площади.
9. Создание оптимального температурно-влажностного режима для экспонирования и хранения памятника после реставрации.
10.Организация и создание музея для экспонирования подлинника монумента «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» с экспозицией истории России 17 века, истории создания и реставрации памятника.
Долг и честь нашего поколения сохранить памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» и память о подвигах народа и сынов Отечества в борьбе за независимость русских земель.
Авторы предложений по концепции реставрации выражают глубокую благодарность всем специалистам, принимавшим участие в обсуждениях, консультациях и дискуссиях по проблеме сохранения памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» на стадии разработки и исследований: Соколовскому В.И. (председатель МОСКОМНАСЛЕДИЕ, академик РАЕН, Академии архитектурного наследия, Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор), Гончару В.Ф. (заместитель председателя, главный инженер МОСКОМНАСЛЕДИЕ,член-корреспондент Академии архитектурного наследия), Комичу А.И. (директор Института Искусствознания, доктор искусствоведения, профессор, зам. председателя реставрационного совета МК РФ), Лившицу Л.И. (зав. отделом древнерусского искусства Института Искусствознания, председатель методсовета МК РФ), Трезвову А.В. (директор Государственного Научно-исследовательского Института Реставрации, кандидат химических наук), Касаткиной А.В. (генеральный директор Центра по пропаганде историко-культурного наследия Москвы в России и за рубежом
МОСКОМНАСЛЕДИЕ, академик Международной академии информатизации, член-корреспондент РАЕН, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО), Маловой Л.А. (заместитель генерального директора Центра по пропаганде историко-культурного наследия Москвы в России и за рубежом МОСКОМНАСЛЕДИЕ), Селезневу Г.Н. (председатель Государственной Думы), Бакалярову В.М. (начальник сектора памятников монументального искусства и некрополя МОСКОМНАСЛЕДИЕ), Шемаханской М.С. (к.т.н., реставратор высшей категории, зав. отдела ГосНИИР), Равич И.Г. (к.т.н., ведущий специалист ГосНИИР, металловед, реставратор второй категории), Коршикову А.С. (директор музея-усадьбы «Остафьево — Русский Парнас»), Коршикову Ю.А. (заместитель директора музея-усадьбы «Остафьево — Русский Парнас»), Миронову С.В. (председатель Совета Федерации), Транковскому Е.Г. (заместитель директора ООО РНПЦ «РЕКОС», инженер-металлург, реставратор), Кучерову В.И. (к.т.н, доцент кафедры технологии металлов МГСУ, коррозионист МГСУ), Курбаткину И.И. (к.т.н., старший научный сотрудник кафедры металловедения и термообработки цветных металлов МИСиС, с.н.с. института «Цветметаллобработка», металловед), Клевцову А.А. (к.т.н., доцент кафедры металлов МГСУ, главный металлург ЗАО НТЦ «Латунь»), Бакаляровой Е.Г. (директор ООО «Фирма «ВИОЛе-М», кандидат технических наук,инженер-реставратор, инженер-металлург), Кирееву Ю.Е. (директор фирмы «Кавида», инженер-литейщик, искусствовед), Антоновой Е.И. (зав. отделом монументальной скульптуры ГОСНИИР, реставратор высшей категории), Богданову А.П. (академик, зав. Секцией Научного совета РАН, в.н.с. Института российской истории РАН), Ковш И.Б. (президент Международной научно-технической организации «Лазерная Ассоциация», доктор физ-мат наук, профессор), Покровскому А.В. (директор ООО РНПЦ «РЕКОС», инженер-металлург, реставратор), Чечину М.А. (начальник производства ООО «Фирма «ВИОЛе-М»,инженер-реставратор), Покровскому Н.В. (главный реставратор ООО «Фирма «ВИОЛе-М», инженер), Давыдов Д.В. (инженер-технологООО «Фирма «ВИОЛе-М», реставратор), Соколову П.В. (инженер ООО «Фирма «ВИОЛе-М», реставратор), Беляеву С.А. (инженер ООО «Фирма «ВИОЛе-М», реставратор), Москалеву Н.П. (Глава Администрации Подольского района), Соловьянову Д.Г. (член коллегии национальных экспертов РФ и СНГ по лазерам и лазерным технологиям), Кудряшову А.Е. (к.т.н., с.н.с. Научно-учебного центра СВС института МГИСиС), Горячевой И.Г. (доктор физ-мат наук, профессор, академик Российской Академии Наук), Лаврентьеву М.И. (к.т.н., с.н.с. ЗАО НТЦ «Латунь»), Циргу В.Н. (начальник сектора неразрушающего контроля АНТК им. А. Н. Туполева), Успенской Любовь Сергеевне (сотрудник филиала ГИМ, главный хранитель Покровского собора), участникам Международнойнаучно-практической конференции по теме «Исследования в консервации культурного наследия» (Москва, 12—14 октября 2004 г. Министерство культуры и массовых коммуникация РФ, ГНИИР), участникам конференции «Охрана культурного наследия. Международный и национальный опыт» (Российский Комитет ИКОМОС Московское отделение, Комитет по культурному наследию г. Москвы) и другим специалистам.
6. Фотоальбом
(отсутствует)
Фотоматериалы первоначального расположения памятника Минину и Пожарскому на Красной площади — рис. 1 — 7.
Фотоматериалы расположения памятника Минину и Пожарскому в ограде Покровского собора — рис. 8.
Фотоматериалы натурных обследований состояния сохранности памятника Минину и Пожарскому, проведенных 2002–2005 годах — лист 1–14.
7. Библиография
1. Исторические известия об отливке из бронзы памятника Гражданину Минину и Князю Пожарскому. Журнал «Вестник Европы» № 20. — С-Пб, 1817 г.
2. Ковалевская Н. Н. Мартос (1752–1835). Жизнь и творчество русского скульптора. — Искусство, 1938 г.
3. Рубцов Н. Н. История литейного производства в СССР. — Машгиз, 1992 г.
4. Историко-архивные изыскания, результаты обследования, исследование скульптурной группы, барельефов, постамента, фундамента и основания памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в г. Москве. Отчет ГосНИИР. Тома 1–3. — Москва, 1984 г.
5. Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Всесоюзныйнаучно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР).- Москва, 1990 г.
6. Архивы ЦГИА, ЦГАМО, УГК ОИП, МОСКОМНАСЛЕДИЕ, Покровского собора.
7. Проведение обследования памятника Минину и Пожарскому. Отчет ГосНИИР. — Москва, 1995 г.
8. Акт технического состояния памятника монументального искусства г. Москвы. Объект: памятник Минину и Пожарскому (скульптор И. П. Мартос). Фирма «ВИОЛе-М», 2001 г.
9. Исследование состава, структуры и свойств материала отливки барельефа памятника К.Минину и Д.Пожарскому. Отчет «ВИОЛе-М». — Москва, 2003 г.
10. Материалы конференции «Охрана культурного наследия. Международный и национальный опыт», Российский Комитет ИКОМОС Московское отделение, Комитет по культурному наследию г. Москвы.
11. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 12—14 октября 2004 г., Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Государственный научно-исследовательскийинститут реставрации.
12. Журнал — «Москва и Москвичи». № 3–4/2004.
13. Покровская З.К. «Осип Бове» М. Стройиздат 1999 г.
14. Коваленская Н. Н. Мартос М.Л. 1938 г.
8. Список исполнителей
1. Бакалярова Е.Г., директор, к.т.н., инженер-металлург, инженер-реставратор.
2. Транковский Е.Г., технический директор, инженер-металлург, реставратор.
3. Чечин М.А., начальник производства, инженер-реставратор.
4. Покровский Н.В., главный реставратор, инженер.
5. Покровский А.В., инженер-металлург, реставратор.
6. Давыдов Д.В., инженер-технолог, реставратор.
7. Соколов П.В., инженер, реставратор.
8. Беляев С.А., инженер, реставратор.
9. Зубцов А.А., инженер, реставратор.
10. Бакалярова Е.В., специалист.
11. Форостяный В.С., инженер, реставратор.
12. Михалочкин Г.А., специалист, реставратор.