День народного единства — учителю

День народного единства

День народного единства

Раздел «День народного единства» из Методических рекомендаций по реализации модуля «Основы православной культуры» Тамбовского Института повышения квалификации работников образования.
Материалы подготовлен в помощь преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В каждой стране есть свои государственные праздники, объединяющие всех граждан государства. Есть такие праздники и в России. Один из них – «День народного единства», отмечаемый ежегодно 4 ноября.

Как государственный праздник день 4 ноября стал отмечаться сравнительно недавно, с 2005 года. Но связан он с историческими событиями, которые происходили почти четыреста лет назад. Тогда, в начале XVII века над Российским государством нависла смертельная опасность. В страну вторглись польские и шведские войска. Вот уже несколько лет они разоряли западные, северные и центральные ее районы. В самой столице, Москве, хозяйничали польские оккупанты. Ни царя, ни сильного правительства, способного организовать борьбу с захватчиками, в стране не было. Претендентов на власть за несколько лет сменилось множество, поэтому люди не знали, чьим приказам подчиняться. Отсутствовало и боеспособное войско. Многие полностью отчаялись: казалось, что России ни за что не удастся сохранить независимость.

Однако в этих условиях в стране было создано народное ополчение под командованием К. Минина и Д. Пожарского. Оно возникло не по государеву или правительственному указу, а по почину самих людей. Вошли в него, взяв в руки оружие, тоже в основном не военные, а простые люди. Проведя ускоренное обучение, ополчение двинулось к Москве, чтобы освободить ее от поляков.

22 октября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли укрепления Китай-города, примыкавшего к московскому Кремлю. Польский гарнизон отступил в Кремль и был там блокирован. Четыре дня спустя, 26 октября командование гарнизона подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался. Москва была освобождена. А в конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Россия снова получила прочную государственную власть; Смутное время закончилось.

В день 22 октября, когда войска народного ополчения одержали решающую победу, по православному календарю отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери». Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Позднее, в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября) был объявлен государственным праздником. Он праздновался в течение трех столетий — вплоть до 1917 года.

22 октября – дата, указанная по старому стилю, действовавшему в России до 1917 года. Когда после революции 1917 г. вместо старого (юлианского) был принят новый (григорианский) календарь, между датами возникла разница в семь дней. Поэтому в современном календаре дата 22 октября приходится на день 4 ноября. Именно эта дата — 4 ноября по григорианскому календарю – была выбрана для государственного праздника, Дня народного единства.

Задания:

1. В честь какого события в современной России установлен праздник, отмечающийся 4 ноября — День народного единства?

2. Военных побед в истории нашего государства было немало, но далеко не каждая отмечается как общенациональный государственный праздник. Как вы думаете, почему победа, одержанная в 1612 году ополчением К. Минина и Д. Пожарского, удостоилась этой особой чести? (Что произошло бы, если бы не было этой победы?).

3. Как вы считаете, почему празднику, отмечаемому в честь событий 1612 года, дали именно такое название – День народного единства?

4. Как связан праздник, отмечаемый в день 4 ноября, с традициями православной культуры?

5. Какое отношение имеет разговор о государственном празднике – Дне народного единства — к понятиям, которые мы обсуждали сегодня на уроке?

Минин и Пожарский со списком иконы Казанской Божией Матери

Дополнительная информация для учителя:

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО — объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в начале XVII в. Возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в т. ч. Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611 года. В сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. Его военным руководителем был приглашен кн. Д.М. Пожарский. Из Н. Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), создание нового правительства. Действия ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами.
В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю. Здесь был создан временный “Совет всей Земли” — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило очищение района Поволжья от отрядов польско-литовских интервентов. Руководители казачества и южнорусского дворянства И.М. Заруцкий и Д.Т. Трубецкой вступили в переговоры с Мининым и Пожарским об участии в действиях ополчения, но одновременно поддерживали тайные связи с интервентами.

В связи с приближением к Москве крупного подкрепления польско-литовскому гарнизону народное ополчение выступило из Ярославля и в к. июля — н. августа 1612 подошло к Москве, заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В сражении 22 — 24 августа, когда на помощь ополчению пришли также казаки Трубецкого, были разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Ходкевича, пытавшиеся прорваться извне в Кремль. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители — высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Победа в сражении 22-24 августа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22-26 октября 1612. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 отразил выдающуюся роль посадского населения и низшего дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.